ЗАМЕТКА О ЛИЦЕМЕРИИ
Не секрет, что любители жестоких видеоигр в среднем агрессивнее, чем неиграющие люди. Мы видим это в опросниках и даже в заданиях: когда людей просят «наказать» проигравшего резким звуком в наушниках, геймеры выбирают звук более громкий и неприятный. Долгое время ученые видели в этом доказательство вреда видеоигр: так и так, игры учат жестокости. Хотя и школьнику должно быть понятно: пушки и кровь просто привлекают к себе специфичных людей. Поклонники Doom в среднем агрессивнее популяции, потому что агрессивные люди, заходя в Steam, вероятнее покупают Doom, а неагрессивные — Stardew Valley. Вот и всё. Но признание этого в научном сообществе заняло десятилетия.
Теперь, когда мы (надеюсь! стучу по дереву!) прошли этот первый этап, пора сдвинуть разговор ещё дальше —а именно робко напомнить всем о существовании такого явления, как соревновательность.
Ответьте мне: среди любителей жестоких видеоигр много «агрессивных людей» или «соревновательных людей»? Разница ведь очень большая. Соревновательные люди склонны быть агрессивными — в мыслях и действиях. Однако агрессия на почве соревновательности пугает меня гораздо меньше, чем агрессия на почве травм, ментальных проблем/низкой эмпатии или выученная сама по себе.
Да какой там страх! Соревновательность наше общество просто обожает. Она (обоснованно) связывается с настойчивостью, целеустремленностью, успехом в жизни. Конечно, в идеале соревновательность не должна быть агрессивной, но легкую агрессию в контексте соревнований общество прощает на одном дыхании — тихо признавая родство двух проявлений, и даже приукрашивая его разговорами о "силе характера" и "маскулинности". Это прекрасно видно в контексте спорта. Спорт — это храм, возведенный на почве соревновательности; под этой эгидой ему прощаются те же вещи, за которые гейминг немедленно ведут на казнь.
Мало кто задумывается о том, что солидный процент спортивных дисциплин (от бокса до стрельбы) — адаптация военных занятий. Томас Бах, президент Международного Олимпийского комитета, говорит, что видеоиграм нельзя в Олимпиаду, потому что они жестокие и про войну, и лишь странно кивает головой, когда ему напоминают о протыкании людей шпагами в фехтовании. Мало кого беспокоит, что любой спорт неизбежно вводит людей в конфликт и случаи, когда участники соревнований калечат друг друга физически и ментально ради победы, далеко не редки. Мало кого интересует, что для спортсменов тоже получены данные, что они в среднем агрессивнее неспортивных людей. Когда очередной известный футболист избивает свою девушку до полусмерти, мало кто бьет тревогу о пагубном влиянии спорта. Может и обоснованно – но почему такие же скидки не дают видеоиграм?
Да потому что, в отличие от спорта, видеоигры в популярном сознании связаны не с соревновательной агрессивностью, которая про силу и упорство, а с «чистой» агрессивностью, которая про грабеж и убийства. Когда после матча в CS:GO подросток в ярости бьёт кулаками по столу, в душе матери возникает не сочувствие за его поражение (нормальная реакция на поражение сына в соревновании), а страх за собственную жизнь.
И это, конечно, предрассудок. Свежее исследование ученых из Женевы, например, показало, что к жестоким видеоиграм тянутся именно соревновательные люди. Если мы прицельно сравниваем соревновательных геймеров и соревновательных неиграющих людей, и те, и другие ведут себя одинаково агрессивно (и в тестах, и в заданиях). При этом любители жестоких видеоигр, согласно этому же исследованию, не отличаются от неигроков ни ментальным здоровьем, ни сочувствием, ни желанием помогать людям. Скажу вам ещё больше – в 2013 и 2016 годах ученые из Канады проверяли эффекты НЕжестоких соревновательных игр (типа FIFA), и тоже обнаружили повышенную агрессивность среди любителей таких игр. Это тем более подчеркивает, что дело не в пушках и насилии, а просто в эмоциях от противостояния (с NPC или живыми людьми).
Вот и вся логика: большинство жестоких видеоигр вызывает соревновательные эмоции; поэтому к таким играм тянутся соревновательные люди; соревновательность связана с агрессивностью; поэтому любители жестоких видеоигр более агрессивны, чем неиграющие люди; их агрессия имеет корни в соревновательности; по той же причине нежестокие соревновательные игры тоже полны "агрессивных" людей. И это совсем не страшно.